Звуковичок

Речевая развивающая среда «Звуковичок»

Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Центр речевого развития в старшей группе включает в себя:

- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, зеркала, ЯЗЫЧОК);

-игры и упражнения для развития – звукопроизношения (пособие "Звуковые часы, "альбом «Чистоговорки»)

- пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики, зеркала, альбом артикуляционной гимнастики с картинками и др.);

-материал для развития мелкой моторики рук (прописи, шнуровки, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, Су-джок, прищепки, трафареты и т. д.);

- пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты, звуковые коробочки; 

- игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.);

-виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр – фланелеграф, магнитный и др, которые объединены в одном большом домике;

-картинки, картины и репродукции картин.

Правильное дыхание – залог красивой выразительной речи!

У дошкольников чаще всего дыхание поверхностное, учащённое, из-за чего нарушается ритм и плавность произношения слов и фраз, и может привести к искажению звуков.

Постановка речевого дыхания является одним из направлений коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи, её цель – нормализация функций дыхания и речи, координация и регуляция работы всего речевого аппарата.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны. Выдох гораздо длиннее вдоха. А поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация очень важна для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.

Дошкольникам овладеть правильным речевым дыханием помогает комплекс определённых упражнений – «Дыхательная гимнастика».

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

ЛАБИРИНТ

Цель дыхательного упражнения Лабиринт:

- увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм

- выработать плавный, длительный, экономный выход

- активизировать работу мышц губ

Правила проведения игры Лабиринт:

В игру может играть несколько человек по очереди. С помощью дыхания довести шарик до назначенной точки. Лабиринт устроен так, что бы во время игры ребенку приходилось дуть с разной силой (в процессе игры следить за дыханием ребенка: вдох должен быть через нос, а воздух через рот).

Дыхательная гимнастика «БАБОЧКИ И ПТИЧКИ»

Цели: укреплять дыхательную мускулатуру; развивать координацию движений, воображение.

Оборудование: бабочки и птички, изготовленные из бумаги совместно с детьми, веревка, натянутая через комнату на которую за ниточки привязаны бумажные бабочки.

Ход игры. Детям предлагается отгадать следующую загадку:

- Дети, дайте поиграем вместе с этими прекрасными бабочками и птичками. Пусть они немного полетают и разомнут крылышки.  (Дети подходят к бабочкам, становятся к ним лицом.)

   По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку. По сигналу «Бабочка прилетела!» перестают дуть. 

Дыхательная гимнастика «БУРЯ В СТАКАНЕ»

Цель: развитие длинного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Ход игры: в стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите ребенку подуть в трубочку. Если сильно дуть, то получится буря.

Дыхательная гимнастика «ДРОВОСЕК»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «НАДУЙ ШАРИК»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дидактическое пособие по речевому развитию «Звуковые часы»

 Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.

Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Цель: закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове.

Игровой материал: пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.

Правила игры:

1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.

2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом - с глухих.

3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.

4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.

5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.

6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.

7. Назвать картинки, на которые указывает стрелка и определить количество слогов в слове.

Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок или стишков. Дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например, треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

В образовательном процессе мы часто используем мнемотаблицы, которые дети составляют сами или используем готовые. Например, для изучения времен года, используем такие мнемотаблицы.

Времена года.

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам.

 Осень:

Буква «О» - наступила осень.

Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

 Зима:

Буква «З» - обозначает что? (настала зима) Тучка – небо скрыто темными тучами.

Снежинки – часто идет холодный снег.

Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

Коньки, санки – катаются на коньках и санках.

Весна:

Буква «В»- обозначает, что настала весна.

Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

Лето:

Буква «Л» - настало лето.

Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Для составления рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить ребенку. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунке, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий