Речевая развивающая среда «Звуковичок»
Речевая развивающая среда – это
окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Центр речевого развития в старшей группе
включает в себя:
- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, зеркала, ЯЗЫЧОК);
-игры и упражнения для развития – звукопроизношения (пособие "Звуковые часы, "альбом «Чистоговорки»)
- пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики, зеркала, альбом артикуляционной гимнастики с картинками и др.);
-материал для развития мелкой моторики рук (прописи, шнуровки, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, Су-джок, прищепки, трафареты и т. д.);
- пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты, звуковые коробочки;
- игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.);
-виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр – фланелеграф, магнитный и др, которые объединены в одном большом домике;
-картинки, картины и репродукции картин.
Правильное дыхание – залог красивой выразительной речи!
У дошкольников чаще всего дыхание
поверхностное, учащённое, из-за чего нарушается ритм и плавность произношения
слов и фраз, и может привести к искажению звуков.
Постановка речевого дыхания является одним
из направлений коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи, её
цель – нормализация функций дыхания и речи, координация и регуляция работы
всего речевого аппарата.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны.
Выдох гораздо длиннее вдоха. А поскольку звуки речи образуются при выдохе, его
организация очень важна для постановки речевого дыхания и голоса, для их
развития и совершенствования.
Дошкольникам овладеть правильным речевым
дыханием помогает комплекс определённых упражнений – «Дыхательная гимнастика».
Выполнение дыхательных упражнений в
игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает
напряжение и способствует формированию практических умений.
ЛАБИРИНТ
Цель
дыхательного упражнения Лабиринт:
- увеличить объем дыхания, нормализовать
его ритм
- выработать плавный, длительный,
экономный выход
- активизировать работу мышц губ
Правила
проведения игры Лабиринт:
В игру может играть несколько человек по очереди. С помощью дыхания довести шарик до назначенной точки. Лабиринт устроен так, что бы во время игры ребенку приходилось дуть с разной силой (в процессе игры следить за дыханием ребенка: вдох должен быть через нос, а воздух через рот).
Дыхательная гимнастика «БАБОЧКИ И ПТИЧКИ»
Цели: укреплять
дыхательную мускулатуру; развивать координацию движений, воображение.
Оборудование: бабочки и птички,
изготовленные из бумаги совместно с детьми, веревка, натянутая через комнату на
которую за ниточки привязаны бумажные бабочки.
Ход
игры.
Детям предлагается отгадать следующую загадку:
- Дети, дайте поиграем вместе с этими
прекрасными бабочками и птичками. Пусть они немного полетают и разомнут
крылышки. (Дети подходят к бабочкам,
становятся к ним лицом.)
По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку. По сигналу «Бабочка прилетела!» перестают дуть.
Дыхательная
гимнастика «БУРЯ В СТАКАНЕ»
Цель: развитие длинного, плавного и
сильного выдоха, активизация мышц губ.
Ход игры: в стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите ребенку подуть в трубочку. Если сильно дуть, то получится буря.
Дыхательная
гимнастика «ДРОВОСЕК»
Цель: развитие
плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная
гимнастика «НАДУЙ ШАРИК»
Цель: тренировать силу
вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дидактическое
пособие по речевому развитию «Звуковые часы»
Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.
Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Цель: закреплять,
уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове.
Игровой материал: пособие
«Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Правила игры:
1.Выделить
и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать
сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом - с глухих.
3.Определить
какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий
согласный, гласный.
4.Подобрать
слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую
указывает маленькая стрелка.
5.
Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на
которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать
фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех
картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
7.
Назвать картинки, на которые указывает стрелка и определить количество слогов в
слове.
Мнемотаблицы для становления и развития
связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации,
которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной
поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря
такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает,
запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи
осуществляется:
Запоминание сказок или стишков. Дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по
известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать
сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно
совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными
символами, например, треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на
небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и
активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих
способностей детей.
В образовательном процессе мы часто
используем мнемотаблицы, которые дети составляют сами или используем готовые.
Например, для изучения времен года, используем такие мнемотаблицы.
Времена
года.
Составление
описательных рассказов по мнемотаблицам.
Осень:
Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные
серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные
ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях
желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром
всю землю.
Зима:
Буква «З» - обозначает что? (настала
зима) Тучка – небо скрыто темными тучами.
Снежинки – часто идет холодный снег.
Девочки, мальчики и буква «У» – они
гуляют на улице.
Снеговик – лепят из снега снежки и
снежную бабу.
Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Весна:
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится
тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег
и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети
пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Лето:
Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке,
играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Для составления рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить ребенку. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунке, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий